ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
                                     

ССЫЛКИ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ САЙТЫ
                                   

НАШИ НОВОСТИ
[19.04.2024]
Записать ребёнка в детский сад очень просто! (0)
[15.04.2024]
Заявление на компенсацию родительской платы за детский сад можно подать на портале Госуслуг. (0)
[12.04.2024]
Безопасное поведение на обектах железнодорожного траспорта (0)
[04.04.2024]
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НАШ ДЕТСКИЙ САД! (0)
[26.03.2024]
Всероссийская акция «Семейные традиции» (0)
                                     


Уполномоченный по правам ребёнка в Мурманской области

Андреева Алевтина Васильевна, контактные телефоны: (8152)486-596, 486-588


Помощник уполномоченного по правам ребёнка в МО в городе Мончегорске

Блуд Татьяна Леонидовна, контактный телефон: (81536) 7-27-81






Главная » Файлы » Мои файлы

Интегративный подход в организации познавательно-речевого развития дошкольников
[ Скачать с сервера (2.02 Mb) ] 18.12.2014, 20:37

Интегративный подход в организации познавательно-речевого развития  дошкольников

 

Мосина Марина Владимировна , Dou24.monch@gmail.com

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 комбинированного вида, Мурманская обл.,                                       г. Мончегорск, ул. Кондрикова, д. 8.

 

Кардинальные реформы в нашем обществе повлияли на систему образования – изменилась её основополагающая цель, содержание и технологии. Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в отказе от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращении к принципам гуманистической педагогики, личностно – ориентированному стилю общения с детьми.   

Отечественный педагог В.Ф. Одоевский советовал внимательно вслушиваться в детскую речь, считал, что живое слово может произвести могучее действие на внутреннее развитие ребёнка.     

Каждый этап в жизни ребёнка представляет собой открытие мира предметов, природных объектов и отражение знаний и впечатлений в содержании речи ребёнка. К.Д. Ушинский считал, что развитие речи важно для развития мыслительной способности ребёнка, а долг воспитателя – научить его логически мыслить и связно выражать свои мысли.

Великий славянский педагог Я.А.Коменский указывал, что развитие речи и мышления должно совершенствоваться в процессе получения реальных знаний.

 Чтобы помочь детям увидеть мир во всем его многообразии, получить отчетливые представления о предметах, явлениях окружающей действительности, а также освоить соответствующий словарь, сформировать грамматически правильную речь, овладеть навыками связной речи углубленно провожу работу по теме: «Интеграция образовательных областей «Познавательное и речевое развитие» в содержании педагогического процесса в ДОУ».

Цель моей работы: обеспечение системного характера представлений у детей об окружающем мире на основе познавательной и речевой деятельности.

  Для достижения цели поставила следующие задачи:

- способствовать освоению детьми вариативных способов познания, мыслительной и речевой деятельности через интеграцию образовательного содержания и использования разнообразных средств, методов и приемов работы с детьми;

 -обеспечить оптимальный уровень речевого и познавательного развития детей: сформировать речевые умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения ребенка в школе; самостоятельно решать познавательные задачи, использовать в практической деятельности разные способы и приемы исследовательской деятельности.

Работу в данном направлении проводила поэтапно. На каждом из этапов последовательно решала постепенно усложняющиеся задачи с учетом возрастных особенностей детей и логики познавательно-речевого развития ребенка.

В процессе реализации задач определила ожидаемый результат:

у воспитанников:

- повысить уровень речевого и познавательного развития;

- будет сформировано системное и ценностное отношение к миру  вещей и явлений.

у родителей:

-активизируется педагогический потенциал по вопросам познавательного и речевого развития;

- повысится уровень  обращения с детьми на основе партнерства и сотворчества.

я, как педагог, смогу:

- осуществить последовательный переход от формирования у детей представлений  об объекте  к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей явлениями и объектами;

- сформировать у детей различные способы познания мира наряду с активным развитием речи.

   Для решения поставленных задач выполняю ряд условий:

- учитываю индивидуальные особенности познавательного и речевого  развития детей, их возможности и потребности умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни;

- включаю объем навыков по всем видам познавательной и речевой деятельности для каждой возрастной группы;

- соблюдаю дидактические принципы: доступность, постепенность, последовательность, систематичность, повторность, наглядность;

- включаю обязательное  соотнесение слова с обозначением предмета, слова с действием, слова с признаком;

- осуществляю интеграцию деятельности с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре;

- создала различные центры для формирования познавательных и речевых навыков и интеграции познавательно-речевого содержания в разнообразных видах детской деятельности;

- приобщаю родителей к содержательному общению с детьми на основе проектов.

 На протяжении ряда лет отбирала познавательно-речевой материал и те методы и приемы, которые дают наиболее ощутимые результаты. В работе с детьми третьего года жизни использовала такие  методы и приемы, как наблюдения реальных объектов, растений и животных, явлений природы, инсценировки с помощью игрушек, использование художественных произведений.

Реализацию каждой темы начинала с накопления ребенком представлений о предметах, которые находят отражение в обогащении словарного запаса детей: Например, по теме «Игрушки» включала игровые образовательные ситуации «Кто в гости к нам пришел?» - учила детей узнавать и называть игрушки, имеющиеся в группе.

 Следующим этапом работы являлось обучение детей использовать накопленный словарь по теме в освоении форм связной речи: Например, отражение действий в процессе уборке игрушек «Научим Катю убирать игрушки», рассказываем об игрушках в процессе мытья игрушек «Помоем вместе с Катей игрушки».

 Также уделяла внимание каждому ребенку в течение дня, чтобы поговорить, расспросить, предложить поделиться впечатлениями.

  С детьми младшего возраста использовала метод имитации (с включением приемов наблюдения реальных объектов, постановки различных вопросов-заданий, опоры на картинку, на словесный образец, создания проблемных  ситуаций, включения имитационных ролевых игр).  Так, реализуя тему «Наши маленькие друзья-животные» организовала наблюдение за кошкой, в центре книги прочитала сказку «Кошкин дом», в центре искусств - сделали  аппликацию «Дом для кошки» и организовала имитационную ролевую игру «Зверушки потерялись».

   Опыт работы показал, что познание предметного мира детьми среднего возраста значительно отличается. Они могут воспринимать информацию о предмете на словесном уровне, они начинают понимать, что все в мире взаимосвязано и все предметы и явления влияют друг на друга. Так, например, я использовала прием опоры на словесные представления (метод разговора). Например:- Дети, будем играть в игру «Кто больше?». Кто больше добавит слов к моему слову? Я говорю: «Повар готовит обед». А вы должны сказать: «Повар готовит завтрак (ужин, полдник)». «Повар варит компот (жарит, печет, тушит; суп, щи, рыбу, мясо…)». Выигрывает  тот, после кого никто ничего уже не сможет добавить. Игру повторяли, детям она очень нравится, и таким образом дети получили познавательную информацию о труде дворника, младшего воспитателя и других работников детского сада.

  Умение задавать вопросы это тоже один из способов получения или передачи необходимой информации ребенку. Например, использую косвенное наведение на мысль «Ты будешь грязными руками хлеб брать?», «Зачем нужно мыть руки перед едой?» или задаю детям во время полдника проблемный вопрос «Интересно, все ли яблоки такие?», «Какие цвета красок нужно подобрать, чтобы их нарисовать?». При прохождении темы «Деревья», ребенок у меня спрашивает «Как нарисовать дерево?», я задаю параллельные вопросы «Дерево растёт из земли или травы? Оно выше человека или ниже? Листья растут на ветках или на стволе?».

В конце учебного года задавала детям средней группы несложные загадки, отгадывая их, дети называют предметы по описанию взрослого.

Подобные описания  предлагаю детям старшей группы постоянно:  - Отгадай, что это: «Маленькая река, стеклянные берега, а рыбаков нет», «Потеряла, не найду с оглоблями за ушами, на глазах по колесу  сиделка на носу» или выходя на прогулку, прошу ребенка «Подай мне с хвостом во дворе, носом в конуре, я хвостом поверну, конуру запру». Сделала подборку таких загадок – описаний, дети с интересом восприняли их и сами задают мне такие загадки. «У меня в руке острый, длинный и цветной», «Я забыла дома такое с ручкой и зубчиками». Во время проведения занятий в старшей группе я часто использую соревновательные, познавательно-побудительные мотивы. А однажды дети составляли рассказ по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял». После, я показала детям клубки цветных ниток и дети рассказали, что мамы и бабушки вяжут из них красивые теплые вещи. Затем я показала способ преобразования вещей в интересные игрушки. Дети задали проблемный вопрос «А мы сможем сделать такие игрушки?». Таким образом, появилась тема для проекта «Необычная игрушка», основанная на интересах детей. Проекты «Птица мира счастья и добра», «Осенние мотивы» которые были реализованы совместно с детьми и родителями позволили объединить все способы познавательно - речевой деятельности, предоставилась возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен.       

Подводя итоги работы, хочу отметить, что использование интеграционного подхода в обучении, комплексно-тематического планирования  познавательной и речевой деятельности детей, разнообразных средств, методов и приёмов способствовали развитию познавательной активности у наших детей и успешному развитию связной речи, а именно комплексное развивающее воздействие способствует расширению и активизации словаря, совершенствованию фразовой речи, развитию умения слушать, пересказывать, рассказывать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор с собеседником. Благодаря целенаправленной работе над связными высказываниями у детей накопился определенный познавательный опыт, появились практические умения сознательно, в пределах своих речевых возможностей, выражать словами и интонацией доступные им сведения об окружающем мире.

Несмотря на достигнутые положительные результаты,  были выявлены проблемы:

1. Неумение детей понять инструкцию воспитателя в полном объёме, механическое выполнение задания, неадекватная оценка полученных результатов.

2. Информационное поле ребёнка компьютеризировано - информация не несёт в себе развивающего содержания, опасна для жизни и здоровья, сохранности личности ребёнка.

3. Ситуативно-деловой характер общения родителей с детьми. Современная педагогика доказала, что существует прямая зависимость между количеством и качеством общения взрослых со своим ребёнком и уровнем познавательного и речевого развития детей.

Решение данных проблем вижу в следующем:

1. Продолжать развивать в детях способность слушать и слышать, чётко действовать по намеченному плану, в доступной ситуации составлять план самостоятельно, контролировать свои слова и действия, уметь словесно рассказать об этапах и оценить результат.

2. Проводить работу с родителями по  обеспечению «дозированной» информационной нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями речевого и познавательного развития ребёнка.

3. Развивать культуру речевого общения в семье через индивидуальное консультирование, реализацию проектов, проведение семинаров-практикумов совместно с психологом  «Центра психолого-медико-социального сопровождения»».

Мой опыт работы, был представлен:

- в рамках  «Школы молодого специалиста» - показ НОД для молодых педагогов,

-  День открытых дверей для родителей,

-  Совет педагогов,

-  сайт МБДОУ,

- Всероссийский Интернет - конкурс педагогического творчества публикация материалов, (2012 г.),

- II Всероссийский командный методический конкурс «Мой лучший конспект – 2013» (Всероссийский портал интерактивных проектов «Учитель»),

- IV Международный Интернет – конкурс для педагогов «Здравствуйте, дети!» (2014 г.).

Опыт был одобрен на педагогическом совете детского сада.

Может быть рекомендован педагогам дошкольного образования, как нашего ДОУ, так и детских садов города и района.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: olenenok
Просмотров: 982 | Загрузок: 149 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]